Центр мониторинга практических навыков
В структуру Центра мониторинга (два блока) включены кабинеты доклинических практик и лаборатории.
Все кабинеты оснащены современными тренажерами, манекенами, медицинским оборудованием и инструментами, аудио-видео аппаратурой с выходом в сеть. Установленная видеокамера и чувствительный микрофон позволяют наблюдать и слышать всё происходящее в учебном процессе. Вся информация поступает в операторскую, где мониторируется, сохраняется и при проведении дебрифинга урока запись воспроизводится.
Целью центра мониторинга качества является оценка качества оказания образовательных услуг по профессиональной практике и выявление уровня практических навыков и умений обучающихся. Обеспечение безопасной, надежной образовательной среды для обучения клиническим навыкам.
Организация центра по освоению профессиональных навыков учитывает комплексный подход к практической деятельности и предусматривает специально разработанные обучающие программы с применением высокотехнологических симуляторов, тренажеров, введение системы оценки знаний и навыков: Первый шаг-проведение манипуляций на виртуальных тренажерах, отработка практических навыков на манекенах. Второй шаг – подготовка к практической деятельности, работа со стандартизированными пациентами.
Одной из задач Концепции является дальнейшее внедрение активных методов обучения и расширение использования симуляционных технологий в клиническом обучении, внедрение в практику стандартизированных и симуляционных пациентов.
Методика СП внедрена с 2011г. Для дальнейшей реализации поставленных задач в Центре мониторинга качества на доклинических практических занятиях обучение проводится с применением современного образца технологии «Meti» компьютерного робота-симулятора «Metimаn» и «БэбиСим». Робот- симулятор обладает не только возможностями оценки действий пользователей, но и параметрами, имитирующими нарушения функции органов и систем, способствуют более эффективному использованию новых технологий, так как в их действие включены запрограммированные сценарии. Обучающиеся имеют возможность осваивать навыки обследования больных, изучать клиническую психологию, деонтологию, а также проводить индивидуальные и командные действия при неотложных состояниях, имеющихся в клинике внутренних болезней. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, т.е «виртуальная терапевтическая палата» полностью имитирует реальное клиническое подразделение.
Симуляционное обучение построено на принципе «обучаюсь выполняя, только многократное повторение различных ситуаций и анализ правильности действий в них ведут к формированию клинического опыта, приобретенного в искусственно созданной, симуляционной среде.
Преимущества использования симуляционного метода в практическом обучении:
- В ходе освоения практических навыков не рискуют ни пациент, ни студент.
- Неограниченное количество повторов и длительности отработки вмешательств.
- Длительность учебного процесса не ограничена, расписание не зависит от режима дня пациентов.
- Демонстрируются и отрабатываются как распространенные заболевания и состояния, так и редкие виды патологий.
- Смягчается стресс при первых реальных вмешательствах.
- Расширяется возможность объективной оценки уровня практической подготовки
- Эффективность обучения– обеспечивается непрерывное накопление умений и опыта за короткий период времени.
- Обеспечение безопасности – не создает неудобств, дискомфорта и не несет потенциального вреда для реальных пациентов.
- Корректирующее преимущество– студент немедленно получает обратную реакцию и имеет возможность повторения в случае ошибки.
Эффективность симуляционных методик :
- обеспечивает динамический образовательный ресурс,
- создает безопасные вспомогательные условия для практического медицинского обучения,
- способствует развитию клинического мышления,
- приобретению базовых навыков благодаря регулярным тренингам,
- способствует выживаемости практических навыков и умений.
Задачами мониторинга оказания образовательных услуг по профессиональной подготовке является:
- Содействие повышению качества оказания образовательных услуг по профессиональной практике и выявление уровня практических навыков и умений обучающихся
- участие в модернизации учебного процесса в соответствии с современными требованиями
- формирование навыков самостоятельного и самонаправленного обучения обучающихся
- организация и внедрение активных методов обучения, используя в обучении и преподавании клинических навыков манекены, модели, муляжи, стандартизированных пациентов.
- непрерывное, динамическое наблюдение за качеством организации и проведения профессиональных практик, получение оперативной и объективной информации;
- обследование динамики оказания образовательных услуг, оказываемых преподавателями;
- выявления реального уровня квалификации педагогических кадров, их подготовленность к профессиональной практике, решению инновационных задач;
- выявление уровня усвоения практических умений и навыков у обучающихся, повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических кадров;
- проведение анализа качества подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности и возможности на этой основе проведение корректировки учебных программ профессиональной практики.
Функции центра мониторинга
- Контроль за своевременным проведением практических занятий в соответствии с расписанием учебного процесса.
- Контроль за выполнением рабочих учебных планов и программ по профессиональной практике проводимых в центре.
- Контроль за качеством оказания образовательных услуг по профессиональной практике преподавателями
- Анализ уровня развития материально-технической базы кабинетов и лабораторий центра.
- Контроль за качеством обучения и преподавания клинических навыков, с применением современных технологий и методов
- Анализ обеспеченности образовательного процесса по профессиональной практике учебно-методическими материалами, литер.
- Проведение текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестаций выпускников.
- Подготовка графика отработки пропущенных практических занятий и контроль за его исполнением.
- Оказание консультативной помощи обучающимся в отработке пропущенных занятий