Научно-методический центр

Махпирова Б.А. — председатель методического совета, заместитель директора по учебной работе.

Нурланова Р.Б. – консультант медицинских колледжей РК.

Абжанова Ж.С.—  руководитель HMЦ.

Кырыкбаева М.Ш., Сахишева С.Ш, Толстых Н.В.методисты.

Абдрахманова Г.Б – лаборант.

В середине семидесятых годов началась качественная перестройки методической работы, сопровождавшаяся интенсификацией и оптимизацией учебного процесса. Педагогической направленности в обучении будущих медиков способствовало методическое руководство, осуществляемое опытными педагогами и методистами.

До 1974 г. в штатном расписании должность методиста отсутствовала. Первым методистом училища стала Липатова М.В.. математик, проработавшая с 1974 по 1982 г. С 1982-1985 год должность методиста выполняла Орещук Б. К.; 1985-1986 год-Айталиева М.Ж.

В последующем она вошла в администрацию училища Кетова Г.В. (заместитель директора по практическому обучению), Кончакова Н.В. (заведующая медсестринским отделением), Филипова В.М. (заведующая медсестринским отделением), Куриченко А.В. (заведующая кабинетом педиатрии), Сидорова В.Е.Этим творческим коллективом впервые в училище был создан перечень документов входящих в учебно-методический комплекс предмета и разработана инструкция по составлению методических разработок всех видов теоретических и практических занятий, в том числе по самоподготовке учащихся, т.е. был создан стандарт материалов учебно-методической документации или стандарт обучения предметов.

В период с 1986 г. по 1994 г. методическую работу возглавила преподаватель химии Ташенова М.Ж.. ею проведена большая работа по систематизации и профилизации педагогических методов на медицинскую специальность. Обучение преподавателей педагогическим приемам получило научную направленность, проводились семинары, конференции с привлечением опытных педагогов под руководством профессора Алматинского Государственного педагогического Университета Нугуманова М.Н. Одномоментно проводились показательные открытые уроки опытными педагогами и преподавателями клинических дисциплин с последующим методическим ипрофессиональным разбором каждого урока, что послужило распространению методики проведения доклинических и клинических практических занятий.

 

C сентября 1994 года заведующей учебно-методическим центром РМК была назначена председатель ЦМК «Гигиенических дисциплин» Сахишева С.Ш.

С 1997 года большой вклад в дело систематизации и накопление банка документов, регламентирующих работу учебных заведений и учреждений практического здравоохранения внесла методист Попова Т.П.

Сотрудничество методистов-педагогов и опытных клиницистов оказало большое влияние   на дальнейшее   совершенствование преподавательского мастерства,   что способствовало   появлению   первых   систематизированных сборников учебно-методического материала.Педагогами и преподавателями клинических дисциплин были переведены на казахский язык учебные пособия, стали составляться методические разработки. Итогом большой работы явилось создание сборника стандартов по всем клиническим дисциплинам по специальности»Сестринское дело» на казахском и русском языках. Для качественного обучения на казахском языке на ЦМК стали разрабатывать единые сборники лекционного материала, сборники граф-структур, ситуационных задач, широко стали внедрять тестирование, как метод рубежного иитогового контроля знаний, отражающий стремление к объективной оценке знаний будущих специалистов.

За период с 1996г. и до настоящего времени проводится большая работа по совершенствованию учебно-программной документации и составлению учебных программ.В 1997 году разработаны новые учебные планы и сборники учебных программ по специальностям «Стоматология» со специализацией «Дантист», «Стоматология ортопедическая» с специализацией «Зубной техник» и «Лабораторная диагностика» со специализацией «Помощник врача-лаборанта». Эта работа координировалась Республиканским учебно — методическим центром (РУМЦ) возглавляемым НурлановойР.Б.

 

 

Значительную роль в совершенствовании учебно-методического процесса сыграло международное сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья.

При содействии Американского Международного Союза Здравоохранения (АМСЗ) и Агентства по международному развитию США (ЮСАИД) на базе Республиканского колледжа создан учебно-информационный медсестринский центр. Благодаря партнерству по линии АМСЗ центр располагает определенным техническим оснащением, библиотекой, Интернетом.

При поддержке фонда DFID сложилось плодотворное сотрудничество с факультетом медицинской и социальной службы Бристольского Университета, расположенного в г.Бристоль. Преподаватели этого университета во главе с госпожой Мегги Сомерсет посетили колледж по обмену опытом подготовки медицинских сестер. Преподаватели Бристольского Университета прочитали курс лекции по новым технологиям и методам контроля за качеством подготовки специалистов. Два преподавателя нашего колледжа с этой же целью посетили Бристольский Университет.

По программе RIP Бристольский Университет и Республиканский медицинский колледж работали над проектом подготовки семейных медицинских сестер в Казахстане.

В рамках Республиканской бюджетной программы «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственныхорганизации здравоохранения» с 31 августа 2005 года по 3 I января 2006 года б выпускников нашего колледжа повысили свои квалификации в клиниках государства Израиль.

В 2009 учебном году, в Республиканском медицинском колледже в рамках выполнения социальной программы впервые в республике был осуществлен набор незрячих студентов, в количестве 16 человек па отделение «Сестринское дело», квалификация. «Массажист» для инвалидов по зрению.

Цикловыми методическими комиссиями проведена работа по реализации внедрения ГОСО 2010 г. в учебный процесс, итоги проведения контроля и анализ готовности рабочих учебных программ согласно ГОСО 2010 года, представлены на Педагогическом совете 12 ноября 2010 года.

НМЦ колледжа принял непосредственное участие в подготовке и организации проведения первого Республиканского Конкурса «Лучший среди выпускников медицинских колледжей РК» (поплану МЗ РК).

На основании регламентирующих документов МЗ РК Республиканский медицинский колледж как координатор проведения Республиканского конкурса провел подготовительную работу:

  • по разработке и доведению до Управлений здравоохранения регионов и медицинских колледжей (государственных и частных) информации по организационно-правовым вопросам конкурса;
  • по подготовки 500 тестовых заданий на 2-х языках;
  • по разработке анкет для участников Республиканского конкурса;
  • по составлению программы проведения Конкурса.

 

На основании Положения о республиканском Конкурсе «Лучший среди выпускников медицинских колледжей Республики Казахстан», согласованного с Министерством здравоохранения РК в Конкурсе участвовали выпускники медицинских колледжейРК по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело».Цель Конкурса — выявление уровни профессиональной подготовленности выпускников медицинских колледжей Республики Казахстан.

13 мая 2011года на базе колледжа проведен 13-Й Республиканский конкурс «Зубной техник —- 2011», где приняли участие 22 выпускника из 9 колледжей Республики Казахстан.1 место занял выпускник отделения «Стоматология» Республиканского медицинского коллежа ЫкыновАйбол и выиграл путевку на обучение в Германию.

В соответствии с потребностью в учебной литературе по профессиональным и специальным дисциплинам преподавателями Республиканского медицинского колледжа подготовлены к изданию и прорецензированы учебные пособия па государственном и русском языках. Учебные пособия, изданные в 2011 г были представлены на презентации:

  1. «Патологиялык анатомия» — учебное пособие предназначено для обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело». Авторы:   Есимбекова Р.И.   преподаватель высшей категории. Жангозина М.С. преподаватель высшей категории;
  2. «Кесте   және  схема  туріндегі   биохимия»   —  учебное  пособие предназначено для обучения по специальностям «Лабораторная диагностика». Авторы: Кыдыржанова А.А. преподаватель высшей категории, Алиева З.Т. преподаватель высшей категории:
  3. «Педиатрия» — учебное пособие предназначено для обучающихся по специальностям «Лечебное дело». «Акушерское дело». «Сестринское дело». Авторы: Мушрапилова Ф.А. преподаватель высшей категории. Баймуханова Х.Х. преподаватель высшей категории;
  4. Сборник стандартов сестринских технологий по «Основам сестринского дела» авторы: Нурманова М.Ш. к.м.н., преподаватель высшей категории. МатаковаЖД. преподаватель высшей категории. Бейскулова Э.Т. преподаватель высшей категории. Сборник стандартов сестринских технологий по «Основам сестринского дела» разработан в соответствии- с ГОСО 2010г. для специальности «Сестринское дело».

 

Учебные пособия составлены согласно содержания и требований Государственных общеобязательных стандартов образования, рецензированы специалистами, рассмотрены на заседаниях ЦМК и одобрены Методическим Советом колледжа.

Подготовлены предложения по проекту Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Казахстана.

Разработаны типовая программа «Основы преподавания в медицинских колледжах» и программа проведения цикла повышения квалификации для заместителей директоров медицинских коллежей Казахстана.

Научно-методическим центром Республиканского колледжа по подготовке и переподготовке’ средних медицинских и фармацевтических работников проведен мониторинг обеспеченности медицинских колледжей Казахстана учебниками и учебными пособиями. Информация представлена из 22-х государственных и 4-х частных медицинских колледжей. В основном анализировалась учебная литература, изданная с 2000 года по каждой дисциплине в соответствии с ГОСО-2010г.

В соответствии с утвержденным Положением о Республиканском конкурсе «Лучший преподаватель медицинского колледжа Республики Казахстан — 2012г.» методисты приняли участие в составе конкурсной комиссии в проведении внутри цикловых конкурсов по 5 клиническим дисциплинам и в финальном внутриколледжном конкурсе, где лучшим преподавателем по колледжу определена преподаватель педиатрии Мушрапилова Ф.А.

 

 

В колледже с 9 по 13 января проведены Педагогические чтения.

Цель: ознакомление с лучшимноваторским опытом и творческим использованием инновационных идей.

Представлено 40 докладов по 15 ЦМК- Определены 4 номинации:

I. Внедрение   и   учебный   процесс   интерактивных   инновационных методов обучения.

  1. Мастер класс — панорамный урок ЗакеновойБ.З. по предмету «Казахский язык», где представлены различные интерактивные методы из опыта работы преподавателя;
  2. «Жаксы ұстаз — жанашыл ұстаз» — преподаватель Наурызалиева  М.К. отмечает необходимость совершенствования преподавания внедрением инновационных методов в обучение казахского языка.;
  3. Педагогическая мастерская — преподаватель Кыдырбаева СТ.

 

 

И. Внедрение современных технологий в практическое обучение

II. Лучшая презентация современных технологии

IІІ . Активное участие — ЦМК «Физическая культура». 7 преподавателем; — 7 докладов.

 

 

 

С участием НМЦ в учебно-методических объединениях, организованных ОЮЛ «Союз медицинских колледжей Казахстана» начата работа по разработке профессиональных стандартов деятельности для выпускников медицинских колледжей в соответствии ГОСО 2010 по специальностям.

В целом работа по республике проводилась в соответствии с планом работы ОЮЛ «Союз медицинских колледжей Казахстана». С сентября 2011 года при Союзе создано 6 УМО и организован УМС, разработаны Положения и план работы Учебно-методического Совета и УМО. Проведено 9 выездных заседаний и 7 заседаний в селекторном режиме. Продолжается выпуск ежеквартального журнала «Информационный вестник по вопросам среднего медицинского и фармацевтического образования», который с января переименован в «Информационный вестник по вопросам сестринского дела».

Проведен мониторинг обеспеченности медицинских колледжей Казахстана учебниками и учебными пособиями в разрезе специальностей с учетом контингента.

Продолжается работа по совершенствованию образовательного процесса, которая будет способствовать повышению качество подготовки специалистов.